1. Сбор и подача документов.
Физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта (далее - застройщик), направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территории которого находится населенный пункт, следующие документы и материалы:
мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта (произвольная форма);
кадастровую карту (план) земельного участка, включаемого в границы населенного пункта;
правоустанавливающие документы на земельный участок.
Орган местного самоуправления совместно с застройщиком подготавливает и запрашивает в соответствующих службах:
заключение о сельскохозяйственной ценности земельного участка в случае перевода участка сельскохозяйственного назначения;
справку органов ветеринарной службы об отсутствии скотомогильников и санитарно-защитных зон на данном земельном участке.
2. Критерии оценки поступивших заявлений и материалов.
При подготовке предложений по включению земельного участка в границы населенного пункта необходимо учитывать, что земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением (категорией) и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий. Границы населенных пунктов должны отделять земли населенных пунктов от земель иных категорий.
На основании ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации размещение земельного участка, выбор вида его разрешенного использования, а также его застройка выполняются в соответствии с требованиями утвержденных нормативов градостроительного проектирования. Орган местного самоуправления учитывает следующее:
примыкание земельного участка к границам населенного пункта, в целях доступности к существующим объектам повседневного, периодического и эпизодического характера;
возможность обеспечения переводимого участка инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой.
отсутствие на включаемом участке санитарно-защитной зоны от промышленных объектов, производств и сооружений, в т.ч. скотомогильников;
отсутствие охранной зоны от объектов, которые нельзя размещать в границах населенных пунктов (например, магистральные газопроводы);
низкая сельскохозяйственная ценность земельного участка (если участок сельскохозяйственного назначения).
3. Возможные причины отказа во включении земельного участка в границы населенного пункта.
Орган местного самоуправления на основании ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 9 Градостроительного кодекса вправе отказать во включении земельного участка в границы населенного пункта в случае, если:
границы населенных пунктов пересекают границы муниципальных образований или выходят за их границы;
границы населенных пунктов пересекают границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам;
размещение включаемого участка не соответствует схеме территориального планирования района, в состав которого входит данное поселение;
к переводу предусмотрены ценные сельскохозяйственные земли;
при присоединении создаётся обособленный «анклав», который невозможно обеспечить инфраструктурой;
включаемый участок попадает в санитарно-защитную зону (охранную зону) промышленных объектов, производств и сооружений.
4. Подготовка эскизного (архитектурного) проекта планировки включаемого земельного участка.
В случае перевода земельного участка подлежащего застройке, целесообразно разработать эскизный (архитектурный) проект планировки, в соответствии с требованиями утвержденных нормативов градостроительного проектирования (основание - статьи 24, 41-42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»).
Эскизный проект должен содержать архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования, необходимые в дальнейшем для уточнения генерального плана и завершения разработки проекта планировки территории, по которому будет осуществляться застройка. В нем должны быть выведены технико-экономические показатели, включающие численность населения жилого образования, типы жилых домов, их общая площадь, сроки застройки территории и ввода в эксплуатацию жилых домов, объектов социального, культурно - бытового обслуживания, предполагаемое зонирование, включаемой территории и другие показатели, необходимые для реализации проекта (требования ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Эскизный проект планировки территории представляется в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики для рассмотрения его на республиканском градостроительном совете.
Положительное решение градостроительного совета учитывается органом местного самоуправления, при принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта и внесении изменений в генеральный план.
5. Принятие решения о разработке проекта генерального плана.
Орган местного самоуправления по результатам рассмотрения представленных документов принимает решение о целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо отказывает во включении земельных участков в границы населенного пункта.
В случае принятия решения о целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, орган местного самоуправления размещает на официальном сайте в сети «Интернет» решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений.
Орган местного самоуправления дает разработчику указание об отображении на картах (схемах) в проекте генерального плана новых границ населенного пункта с учетом включаемых земельных участков.
В соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в материалах по обоснованию генерального плана в текстовой форме (пояснительная записка к проекту генерального плана) представляется перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов (их площадь, категория земель, правообладатели), с указанием целей их планируемого использования. В разделе «Описание границ населенных пунктов» выполняется описание местоположения границ населенных пунктов, а также перечень координат поворотных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости.
6. Проведение публичных слушаний по рассмотрению проектов о внесении изменений в генеральные планы.
Проект о внесении изменений в генеральный план подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проведение публичных слушаний по рассмотрению проекта о внесении изменений в генеральный план поселения (городского округа), связанных с изменениями границ населенных пунктов, организуются органом местного самоуправления на территории населенного пункта, в границы которого предусмотрено включение земельного участка. Срок проведения публичных слушаний не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Внесение изменений в генеральный план, предусматривающее изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний (часть 18 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
7. Размещение проекта генерального плана поселения (городского округа) в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
В рамках исполнения статьи 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Минрегионом России разработана и внедрена в эксплуатацию первая очередь федеральной государственной информационной системы территориального планирования (далее – ФГИС ТП). Данная система представляет собой доступный через специализированный Интернет-сайт информационно-аналитический ресурс, обеспечивающий доступ к сведениям государственных и муниципальных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и территориального планирования.
На основании статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации размещение в ФГИС ТП проекта генерального плана поселения (городского округа) с измененными границами населенного пункта осуществляется органом местного самоуправления поселения (городского округа).
В целях обеспечения входа в систему ФГИС ТП для обязательного размещения документов территориального планирования Минрегион России подготовил для всех органов местного самоуправления регионов России, специализированные «ключи» (пароли). Минстроем Чувашии письмом от 20.01.2012 года № 6 ДСП направлены данные «ключи» в администрации муниципальных районов Чувашской Республики.
Орган местного самоуправления поселения (городского округа), осуществляющий подготовку проекта генерального плана, может войти в систему ФГИС ТП для размещения проекта генерального плана только с помощью указанных специализированных «ключей».
Общий доступ в ФГИС ТП организован через официальный сайт Минрегиона России в сети Интернет или по прямой ссылке:
http://fgis.minregion.ru.