Строительство дома на земле сельхозназначения
-
- бригадир
- Сообщения: 196
- Зарегистрирован: 29 мар 2016, 12:46
- Мое строительное призвание: ремонт
- Откуда: Владивосток
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Строительство дома на земле сельхозназначения
Да, существует так называемый, налоговый вычет в размере 50 кв.м. Т.е. Налог на дом меньше этой площади равен 0
- Румын
- Администратор
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: 01 июл 2013, 05:59
- Мое строительное призвание: Тяп ляп
- Откуда: Отсюда
- Благодарил (а): 1 раз
- Контактная информация:
Re: Строительство дома на земле сельхозназначения
С 1 января 2018 г. собственникам земельных участков необходимо пройти процедуру оформления в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), в противном случае право собственности перейдет к местным властям.
В частности, вступает в действие запрет на распоряжение земельными участками, по которым не определено местоположение границ. Владельцы земельных наделов, которые своевременно не сделают межевание участков, лишатся возможности продавать или дарить их. При этом наличие права собственности не будет влиять на принцип действия данной нормы.
Провести межевание обязаны также владельцы участков, которые поставили наделы на кадастровый учет до 2008 г., когда данная процедура была необязательной. Отсутствие межевания или регистрации участка в ЕГРП может стать основанием для потери права собственности. Судебная инстанция может признать подобный земельный надел «ничейным». В таком случае распоряжаться участком смогут местные органы власти.
В частности, вступает в действие запрет на распоряжение земельными участками, по которым не определено местоположение границ. Владельцы земельных наделов, которые своевременно не сделают межевание участков, лишатся возможности продавать или дарить их. При этом наличие права собственности не будет влиять на принцип действия данной нормы.
Провести межевание обязаны также владельцы участков, которые поставили наделы на кадастровый учет до 2008 г., когда данная процедура была необязательной. Отсутствие межевания или регистрации участка в ЕГРП может стать основанием для потери права собственности. Судебная инстанция может признать подобный земельный надел «ничейным». В таком случае распоряжаться участком смогут местные органы власти.
Образ жизни начинается с образа мышления
- Румын
- Администратор
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: 01 июл 2013, 05:59
- Мое строительное призвание: Тяп ляп
- Откуда: Отсюда
- Благодарил (а): 1 раз
- Контактная информация:
Re: Строительство дома на земле сельхозназначения
Некоммерческие объединения дачников освободят от пошлины при получении лицензии на пользование подземными водами. Соответствующий закон принят Государственной думой в третьем чтении.
Новый закон освобождает объединения от уплаты пошлины за предоставление лицензии на добычу подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения, если они обратятся за ее получением до 1 января 2020 года. Инициатива, по замыслу ее авторов, должна стимулировать дачников к получению лицензий, сказано в публикации.
По действующему законодательству, за доступ к подземным водам некоммерческие объединения дачников должны были платить государственную пошлину в размере 7,5 тыс. руб., напоминает газета.
Обязанность лицензировать добычу подземных вод формально существует с 1992 года. В сентябре 2016 года в Московской области закончилась объявленная в начале года «водная амнистия», после которой с недропользователей без лицензии начали взимать штрафы.
Образ жизни начинается с образа мышления
- Румын
- Администратор
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: 01 июл 2013, 05:59
- Мое строительное призвание: Тяп ляп
- Откуда: Отсюда
- Благодарил (а): 1 раз
- Контактная информация:
Re: Строительство дома на земле сельхозназначения
С 1 января 2019 года в России вступит в силу новый закон о садоводстве и огородничестве, и до этого времени участникам дачных объединений нужно будет решить целый ряд вопросов.
Закон регламентирует, что и на каких участках можно построить, а также как и кто будет управлять товариществами. Издание «РБК-Недвижимость» привело пять основных нововведений, которые ждут дачников в ближайшее время.
Садоводы и огородники
Раньше существовало девять организационных форм, по которым объединялись дачники. Теперь таких форм будет только две: садовое некоммерческое товарищество (СНТ) или огородническое некоммерческое товарищество (ОНТ). Никаких потребительских кооперативов, дачных товариществ, партнерств и прочих объединений больше не будет.
Дома и участки
Земельные участки теперь станут делиться на садовые и огородные. На садовых можно возводить капитальные строения, в том числе, например, дома на фундаменте для круглогодичного проживания. В таких домах можно будет получить регистрацию, если они расположены в границах населенного пункта и пригодны для постоянного проживания. На огородных участках разрешается ставить только хозяйственные постройки без фундамента – сараи, летние кухни, времянки и прочие некапитальные строения.
Безналичный расчет
Все расчеты СНТ с физическими лицами планируется производить только через банк. Оплачивать взносы наличными будет нельзя. Членам СНТ необходимо собраться и простым большинством голосов выбрать банк и уполномоченного для открытия в нем счета и представления интересов товарищества. Если у СНТ уже есть расчетный счет, то новый заводить не надо. Взносы будут двух видов: членские и целевые. Первые пойдут на текущие расходы товарищества, а целевые – на улучшение и развитие инфраструктуры.
Руководство СНТ
Председатель товарищества, а также члены правления и ревизионной комиссии будут избираться на пять лет, а не на два года, как сейчас. В правлении должно быть не меньше трех человек, но большим оно тоже быть не может. Правление должно составлять не более 5% от числа членов товарищества.
Членство в товариществе
Владельцы домов и участков, которые не состоят в СНТ, теперь станут платить взносы за пользование общим имуществом – так же, как и члены товарищества. Они смогут принимать участие в обсуждении ряда вопросов, но не будут иметь права выбирать руководство СНТ и участвовать в управлении общим имуществом.
Образ жизни начинается с образа мышления
- Komrad
- Новичок
- Сообщения: 51
- Зарегистрирован: 27 ноя 2017, 10:26
- Мое строительное призвание: ремонт
- Поблагодарили: 1 раз
Re: Строительство дома на земле сельхозназначения
И как это трактовать если у меня в документах указано: Разрешенное использование: Для ведения гражданами садоводства и огородничестваДома и участки
Земельные участки теперь станут делиться на садовые и огородные. На садовых можно возводить капитальные строения, в том числе, например, дома на фундаменте для круглогодичного проживания. В таких домах можно будет получить регистрацию, если они расположены в границах населенного пункта и пригодны для постоянного проживания. На огородных участках разрешается ставить только хозяйственные постройки без фундамента – сараи, летние кухни, времянки и прочие некапитальные строения.
Какой он теперь станет садовый или огородный? И кто это будет решать
Делай сам
- Румын
- Администратор
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: 01 июл 2013, 05:59
- Мое строительное призвание: Тяп ляп
- Откуда: Отсюда
- Благодарил (а): 1 раз
- Контактная информация:
Re: Строительство дома на земле сельхозназначения
Разъяснений по этому поводу еще нет. Узнаем в процессе 

Образ жизни начинается с образа мышления
- Румын
- Администратор
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: 01 июл 2013, 05:59
- Мое строительное призвание: Тяп ляп
- Откуда: Отсюда
- Благодарил (а): 1 раз
- Контактная информация:
Частые вопросы о строительстве на сельхозземле
МОЖНО ЛИ ПОСТРОИТЬ ЖИЛОЙ ДОМ ИЛИ ЖИЛОЕ СТРОЕНИЕ НА ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ КАТЕГОРИИ "ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ"?
Кистанова Евгения, юрист.
В связи с тем, что данная тема объемная и запутанная, предлагаю рассмотреть несколько простых вопросов, которые приведут нас к обоснованному выводу по основному вопросу: можно или нельзя построить жилой дом или жилое строение на земельном участке категории "земли сельскохозяйственного назначения"?
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ТЕРМИН "ЖИЛОЙ ДОМ"
Данное понятие раскрывается в п. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ:
"Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании".
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПОНЯТИЕ "ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ"
Пункт 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) устанавливает, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
С.Н. Волков отмечает, что земли данной категории выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, главный источник производства собственных продуктов питания и сельскохозяйственного сырья для промышленности, а также в качестве предмета труда и условия занятости сельского населения. Это определяет приоритет в использовании земель сельскохозяйственного назначения, их особый правовой режим, необходимость охраны, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв, а также геополитическую ценность <1>.
--------------------------------
<1> Волков С.Н. О состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2007. N 9. С. 4 - 8.
Согласно п. 2 ст. 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
С.А. Боголюбов отметил, что состав земель сельскохозяйственного назначения неоднороден <2>. Лучшие, наиболее ценные из них - это сельскохозяйственные угодья, на которых, собственно, и произрастает продукция аграрного производства. Поэтому законодательством установлен особый режим их предоставления, использования и изъятия. Остальные сельскохозяйственные земли имеют вспомогательный по отношению к угодьям характер.
--------------------------------
<2> Земельное право / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2002. С. 35 - 36.
Согласно ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться:
1) для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства);
2) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
3) хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
3) некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
4) казачьими обществами;
5) опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
6) общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов;
7) при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов;
8) для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что законодатель в ст. 78 ЗК РФ ограничивает перечень использования земель сельскохозяйственного назначения.
Отметим, что в данный перечень не входит использование земель сельскохозяйственного назначения для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием.
Целевое назначение сельскохозяйственных земель по закону сводится к их использованию только для нужд сельского хозяйства, в связи с чем на этих землях могут находиться только здания, сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, к которым жилые дома не относятся.
Данный вывод подтверждается Апелляционным определением Волгоградского областного суда от 2 июля 2015 г. по делу N 33-7277/2015 и Апелляционным определением Ростовского областного суда от 7 июня 2016 г. по делу N 33-9147/2016.
На первый взгляд все кажется простым и понятным. Перечень использования земель сельскохозяйственного назначения ограничен, к использованию земель сельскохозяйственного назначения не относится строительство жилых домов в целях удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием.
Однако, когда начинаешь размышлять о соотношении правил землепользования и застройки (далее - ПЗЗ), вида разрешенного использования (далее - ВРИ) и категории земель, понимаешь, что на законодательном уровне конкретизированного соотношения между ПЗЗ, ВРИ и категориями нет, что приводит к спорным ситуациям и обращениям в суд.
Кроме того, рассматривая вопрос строительства жилых домов на земельном участке категории "земли сельскохозяйственного назначения", нельзя не обратить внимания на Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и введенное данным Федеральным законом в оборот понятие "жилое строение".
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПОНЯТИЕ "ЖИЛОЕ СТРОЕНИЕ"
Понятие "жилое строение" введено в оборот Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", однако расшифровки данного понятия действующим законодательством не предусмотрено.
Единственное, что разъясняет законодатель о жилом строении, это то, что в данном строении нельзя зарегистрироваться и, следовательно, проживать.
Анализируя сущность понятия "жилое строение", нельзя не упомянуть о Постановлении Конституционного Суда от 30 июня 2011 г. N 13-П по делу о проверке конституционности абз. 2 ст. 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева. В данном Постановлении Конституционный Суд установил, что
"запрет на регистрацию в пригодных для постоянного проживания жилых строениях, принадлежащих гражданам на праве собственности и расположенных на садовых земельных участках, которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения, вынуждает их либо регистрироваться не по месту фактического проживания, либо вообще лишает их возможности встать на регистрационный учет по месту жительства, что может повлечь привлечение к административной ответственности и, по сути, прямо противоречит основной публичной цели института регистрации - информирования гражданином государства, в том числе в законных интересах других лиц, о своем реальном месте жительства".
Конституционный Суд, отмечая факт привлечения к административной ответственности лица, зарегистрированного не по месту фактического проживания, не рассматривает вопрос ответственности использования земельного участка не по целевому назначению.
Далее Конституционный Суд отмечает, что "такой запрет, вытекающий из абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", существенным образом затрагивает конституционный статус личности: фактически подталкивая граждан - собственников указанных жилых строений к нарушению закона, а следовательно, к нарушению статьи 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации, обязывающей соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, и не позволяя тем самым Российской Федерации как правовому государству, основанному на уважении к закону, должным образом выполнять свою обязанность охранять достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации), он затрудняет гражданам реализацию права на жилище и права частной собственности (статья 35, часть 2; статья 40, часть 1, Конституции Российской Федерации), что влечет несоразмерное ограничение права на свободный выбор места пребывания и жительства (статья 27, часть 1, Конституции Российской Федерации), не согласующееся с конституционно одобряемыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации)".
Конституционный Суд не упоминает п. 3 ст. 36 Конституции РФ, согласно которому "условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона".
Конституционный Суд не рассматривал вопрос о противоречии между строительством жилого строения с правом постоянного проживания на земельном участке категории земель сельскохозяйственного назначения и использованием земель сельскохозяйственного назначения в соответствии со ст. 78 ЗК РФ.
Кроме того, Суд указал, что, "выбирая в качестве места жительства жилое строение, расположенное на земельном участке, отнесенном к землям сельскохозяйственного назначения, граждане должны осознанно принимать и те возможные неудобства, которые являются следствием проживания вне территории населенных пунктов".
Так, Конституционный Суд указывает на право выбора в качестве места жительства жилого строения, расположенного на земельном участке, отнесенном к землям сельскохозяйственного назначения, не рассматривая, что такие земельные участки, согласно ст. 78 ЗК РФ, не предусмотрены для возведения недвижимости, предназначенной для места жительства.
На наш взгляд, указанное Постановление Конституционного Суда не рассматривает соотношения между целевым использованием земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения и расположением на таком земельном участке жилого строения, которое пригодно для постоянного проживания, тем самым стирая грань между понятиями "жилой дом", "жилое строение".
Рассмотрим вопрос использования земельного участка не по целевому назначению с точки зрения действующего законодательства РФ.
МОЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК НЕ ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ?
Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, в силу которого правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Статья 40 ЗК РФ предусматривает, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с абз. 2 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014), Определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2015 N 18-КГ15-65, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст. ст. 35 - 40 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Исходя из положений ст. 42 ЗК РФ, ч. 1 ст. 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Так, использовать земельный участок не по целевому назначению запрещено действующим законодательством РФ.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОБСТВЕННИКОМ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА КАТЕГОРИИ "ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ"
Рассматривая вопрос ответственности за нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения, следует отметить контролирующие органы, которые осуществляют надзор за соблюдением земельного законодательства в данной сфере. К таковым относятся Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и их территориальные органы.
Вышеуказанные службы наделены такими полномочиями Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре".
Размеры штрафов за нецелевое использование земельных участков определены в ст. 8.8 КоАП РФ.
Показательно в этом ключе Постановление Верховного суда Республики Дагестан от 29.09.2016 по делу N 4а-325/2016, которое содержит следующую описательную и мотивировочную часть. "Из материалов административного дела следует, что <дата> в ходе надзорного мероприятия кооперативного хозяйства "Агрофирма Чох" было выявлено нарушение требований Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", выразившееся в неиспользовании земельного участка площадью 25 га. На данном участке без разрешительной документации частными лицами построены индивидуальные жилые дома, на разбитых на участки землях засыпан строительный мусор. Таким образом, земли отгонного животноводства выведены из сельскохозяйственного оборота. Построено более 60 домов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении кооперативного хозяйства "Агрофирма Чох" дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и привлечения юридического лица к административной ответственности.
Факт совершения административного правонарушения и виновность кооперативного хозяйства "Агрофирма Чох" подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, начальник отдела Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору управления по РД <Ф.И.О.> пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях кооперативного хозяйства "Агрофирма Чох" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и виновности юридического лица в совершении правонарушения".
В соответствии со ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Следует отметить, что судебная практика по вопросу изъятия у собственника земельного участка, предназначенного для ведения сельского хозяйства, на котором построен жилой дом или возведено жилое строение, отсутствует, в связи с чем можно сделать вывод, что на сегодняшний день нарушение в данной части часто остается незамеченным контролирующими органами. Однако при покупке и строительстве на землях сельскохозяйственного назначения следует осознавать риск привлечения к ответственности собственника земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Кистанова Евгения, юрист.
В связи с тем, что данная тема объемная и запутанная, предлагаю рассмотреть несколько простых вопросов, которые приведут нас к обоснованному выводу по основному вопросу: можно или нельзя построить жилой дом или жилое строение на земельном участке категории "земли сельскохозяйственного назначения"?
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ТЕРМИН "ЖИЛОЙ ДОМ"
Данное понятие раскрывается в п. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ:
"Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании".
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПОНЯТИЕ "ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ"
Пункт 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) устанавливает, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
С.Н. Волков отмечает, что земли данной категории выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, главный источник производства собственных продуктов питания и сельскохозяйственного сырья для промышленности, а также в качестве предмета труда и условия занятости сельского населения. Это определяет приоритет в использовании земель сельскохозяйственного назначения, их особый правовой режим, необходимость охраны, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв, а также геополитическую ценность <1>.
--------------------------------
<1> Волков С.Н. О состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2007. N 9. С. 4 - 8.
Согласно п. 2 ст. 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
С.А. Боголюбов отметил, что состав земель сельскохозяйственного назначения неоднороден <2>. Лучшие, наиболее ценные из них - это сельскохозяйственные угодья, на которых, собственно, и произрастает продукция аграрного производства. Поэтому законодательством установлен особый режим их предоставления, использования и изъятия. Остальные сельскохозяйственные земли имеют вспомогательный по отношению к угодьям характер.
--------------------------------
<2> Земельное право / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2002. С. 35 - 36.
Согласно ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться:
1) для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства);
2) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
3) хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
3) некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
4) казачьими обществами;
5) опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
6) общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов;
7) при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов;
8) для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что законодатель в ст. 78 ЗК РФ ограничивает перечень использования земель сельскохозяйственного назначения.
Отметим, что в данный перечень не входит использование земель сельскохозяйственного назначения для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием.
Целевое назначение сельскохозяйственных земель по закону сводится к их использованию только для нужд сельского хозяйства, в связи с чем на этих землях могут находиться только здания, сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, к которым жилые дома не относятся.
Данный вывод подтверждается Апелляционным определением Волгоградского областного суда от 2 июля 2015 г. по делу N 33-7277/2015 и Апелляционным определением Ростовского областного суда от 7 июня 2016 г. по делу N 33-9147/2016.
На первый взгляд все кажется простым и понятным. Перечень использования земель сельскохозяйственного назначения ограничен, к использованию земель сельскохозяйственного назначения не относится строительство жилых домов в целях удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием.
Однако, когда начинаешь размышлять о соотношении правил землепользования и застройки (далее - ПЗЗ), вида разрешенного использования (далее - ВРИ) и категории земель, понимаешь, что на законодательном уровне конкретизированного соотношения между ПЗЗ, ВРИ и категориями нет, что приводит к спорным ситуациям и обращениям в суд.
Кроме того, рассматривая вопрос строительства жилых домов на земельном участке категории "земли сельскохозяйственного назначения", нельзя не обратить внимания на Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и введенное данным Федеральным законом в оборот понятие "жилое строение".
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПОНЯТИЕ "ЖИЛОЕ СТРОЕНИЕ"
Понятие "жилое строение" введено в оборот Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", однако расшифровки данного понятия действующим законодательством не предусмотрено.
Единственное, что разъясняет законодатель о жилом строении, это то, что в данном строении нельзя зарегистрироваться и, следовательно, проживать.
Анализируя сущность понятия "жилое строение", нельзя не упомянуть о Постановлении Конституционного Суда от 30 июня 2011 г. N 13-П по делу о проверке конституционности абз. 2 ст. 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева. В данном Постановлении Конституционный Суд установил, что
"запрет на регистрацию в пригодных для постоянного проживания жилых строениях, принадлежащих гражданам на праве собственности и расположенных на садовых земельных участках, которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения, вынуждает их либо регистрироваться не по месту фактического проживания, либо вообще лишает их возможности встать на регистрационный учет по месту жительства, что может повлечь привлечение к административной ответственности и, по сути, прямо противоречит основной публичной цели института регистрации - информирования гражданином государства, в том числе в законных интересах других лиц, о своем реальном месте жительства".
Конституционный Суд, отмечая факт привлечения к административной ответственности лица, зарегистрированного не по месту фактического проживания, не рассматривает вопрос ответственности использования земельного участка не по целевому назначению.
Далее Конституционный Суд отмечает, что "такой запрет, вытекающий из абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", существенным образом затрагивает конституционный статус личности: фактически подталкивая граждан - собственников указанных жилых строений к нарушению закона, а следовательно, к нарушению статьи 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации, обязывающей соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, и не позволяя тем самым Российской Федерации как правовому государству, основанному на уважении к закону, должным образом выполнять свою обязанность охранять достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации), он затрудняет гражданам реализацию права на жилище и права частной собственности (статья 35, часть 2; статья 40, часть 1, Конституции Российской Федерации), что влечет несоразмерное ограничение права на свободный выбор места пребывания и жительства (статья 27, часть 1, Конституции Российской Федерации), не согласующееся с конституционно одобряемыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации)".
Конституционный Суд не упоминает п. 3 ст. 36 Конституции РФ, согласно которому "условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона".
Конституционный Суд не рассматривал вопрос о противоречии между строительством жилого строения с правом постоянного проживания на земельном участке категории земель сельскохозяйственного назначения и использованием земель сельскохозяйственного назначения в соответствии со ст. 78 ЗК РФ.
Кроме того, Суд указал, что, "выбирая в качестве места жительства жилое строение, расположенное на земельном участке, отнесенном к землям сельскохозяйственного назначения, граждане должны осознанно принимать и те возможные неудобства, которые являются следствием проживания вне территории населенных пунктов".
Так, Конституционный Суд указывает на право выбора в качестве места жительства жилого строения, расположенного на земельном участке, отнесенном к землям сельскохозяйственного назначения, не рассматривая, что такие земельные участки, согласно ст. 78 ЗК РФ, не предусмотрены для возведения недвижимости, предназначенной для места жительства.
На наш взгляд, указанное Постановление Конституционного Суда не рассматривает соотношения между целевым использованием земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения и расположением на таком земельном участке жилого строения, которое пригодно для постоянного проживания, тем самым стирая грань между понятиями "жилой дом", "жилое строение".
Рассмотрим вопрос использования земельного участка не по целевому назначению с точки зрения действующего законодательства РФ.
МОЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК НЕ ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ?
Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, в силу которого правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Статья 40 ЗК РФ предусматривает, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с абз. 2 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014), Определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2015 N 18-КГ15-65, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст. ст. 35 - 40 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Исходя из положений ст. 42 ЗК РФ, ч. 1 ст. 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Так, использовать земельный участок не по целевому назначению запрещено действующим законодательством РФ.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОБСТВЕННИКОМ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА КАТЕГОРИИ "ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ"
Рассматривая вопрос ответственности за нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения, следует отметить контролирующие органы, которые осуществляют надзор за соблюдением земельного законодательства в данной сфере. К таковым относятся Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и их территориальные органы.
Вышеуказанные службы наделены такими полномочиями Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре".
Размеры штрафов за нецелевое использование земельных участков определены в ст. 8.8 КоАП РФ.
Показательно в этом ключе Постановление Верховного суда Республики Дагестан от 29.09.2016 по делу N 4а-325/2016, которое содержит следующую описательную и мотивировочную часть. "Из материалов административного дела следует, что <дата> в ходе надзорного мероприятия кооперативного хозяйства "Агрофирма Чох" было выявлено нарушение требований Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", выразившееся в неиспользовании земельного участка площадью 25 га. На данном участке без разрешительной документации частными лицами построены индивидуальные жилые дома, на разбитых на участки землях засыпан строительный мусор. Таким образом, земли отгонного животноводства выведены из сельскохозяйственного оборота. Построено более 60 домов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении кооперативного хозяйства "Агрофирма Чох" дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и привлечения юридического лица к административной ответственности.
Факт совершения административного правонарушения и виновность кооперативного хозяйства "Агрофирма Чох" подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, начальник отдела Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору управления по РД <Ф.И.О.> пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях кооперативного хозяйства "Агрофирма Чох" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и виновности юридического лица в совершении правонарушения".
В соответствии со ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Следует отметить, что судебная практика по вопросу изъятия у собственника земельного участка, предназначенного для ведения сельского хозяйства, на котором построен жилой дом или возведено жилое строение, отсутствует, в связи с чем можно сделать вывод, что на сегодняшний день нарушение в данной части часто остается незамеченным контролирующими органами. Однако при покупке и строительстве на землях сельскохозяйственного назначения следует осознавать риск привлечения к ответственности собственника земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Образ жизни начинается с образа мышления
- Румын
- Администратор
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: 01 июл 2013, 05:59
- Мое строительное призвание: Тяп ляп
- Откуда: Отсюда
- Благодарил (а): 1 раз
- Контактная информация:
Re: Строительство дома на земле сельхозназначения
Дабы отделить немного отделить статьи от форума, создана отдельная тема FAQ Частые вопросы о строительстве на сельхозземле viewtopic.php?t=1079
Образ жизни начинается с образа мышления
- Румын
- Администратор
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: 01 июл 2013, 05:59
- Мое строительное призвание: Тяп ляп
- Откуда: Отсюда
- Благодарил (а): 1 раз
- Контактная информация:
Re: Строительство дома на земле сельхозназначения
По мнению Минстроя России, владельцы строящихся садовых и дачных летних домов вправе уже сейчас направлять в органы местного самоуправления уведомления о планируемом строительстве садового дома (в порядке ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса).
Поправки в Градостроительный кодекс РФ, внесенные летом 2018 г., разрешили строителям либо поставить дом на кадастровый учет и без уведомлений (ч. 7 ст. 6 закона № 340-ФЗ), либо сдать уведомление о планируемом строительстве задним числом (ч. 5 ст. 16 закона № 340-ФЗ). Но, во-первых, только владельцам жилых (то есть круглогодичных, зимних домиков). Владельцы летних – садовых — домиков остались «вне закона». Во-вторых, только до весны 2019 г. Хотя очевидно, что постройка жилого дома для среднестатистического россиянина – это многолетнее предприятие, поэтому подавляющее большинство дачников, очевидно, не окончат стройку своей дачи за осень-зиму 2018-2019 гг., и, таким образом, их путь – это подача уведомления.
Кроме того, летние поправки не до конца прояснили более фундаментальный вопрос: а нужно ли в принципе ставить домик на кадастровый учет? У «откадастрированной» недвижимости есть свои преимущества, но есть и свои минусы (например, возникает необходимость платить налог с имущества, а также могут «выгнать» из очереди на жилье). И если домики и дома, которые начали возводиться после 3 августа 2018 г., будут «откадастрированы» обязательно (в противном случае дом окажется под угрозой признания самовольной постройкой), то относительно домиков, строительство которых начато до вступления в силу поправок, так однозначно утверждать нельзя.
В этой ситуации департамент градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России предлагает расширительное толкование поправок. В частности, признает также за владельцами строящихся летних садовых домиков право направлять задним числом уведомления о планируемом строительстве, причем именно садового домика.
Напомним, с нового года всю садовую и дачную жилую недвижимость отклассифицируют: недорогие летние дома, предназначенные только для сезонного проживания, получат статус садового дома, а капитальные дачные и садовые дома – теплые и с отоплением, в которых возможно круглогодичное проживание, – получат статус жилого дома. При этом с 4 августа 2018 г. все объекты должны возводиться по одним и тем же правилам (ст. 17 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). То есть без разрешения на строительство, но с обязательным уведомлением о планируемом строительстве и с обязательным уведомлением об окончании строительства, причем на основании обоих уведомлений местные власти сами должны поставить новостройку на кадастровый учет.
Образ жизни начинается с образа мышления
- Румын
- Администратор
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: 01 июл 2013, 05:59
- Мое строительное призвание: Тяп ляп
- Откуда: Отсюда
- Благодарил (а): 1 раз
- Контактная информация:
Re: Строительство дома на земле сельхозназначения
после регистрации права собственности необходимо будет платить налог с хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров, и которые расположены на земельных участках, предоставленных для огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (подп. 1 п. 2 ст. 406 Налогового кодекса). При этом, если на земельном участке расположено несколько хозяйственных строений или сооружений, то может быть предоставлена налоговая льгота, в виде освобождения от уплаты налога по одному из таких объектов (п. 3 ст 407 НК РФ).
В соответствии с Федеральным Законом № 284-ФЗ от 04.10.2014 года, впервые была введена обязанность уплаты налогов за дачные постройки, которые с того момента начали рассматриваться Налоговым кодексом как объекты налогообложения.
Налоговая ставка зависит от площади строения: если площадь меньше 50 м², то применяется ставка 0,1%, если больше, то 0,5%. При этом стоит отметить, что постановка на кадастровый учет обязательна лишь для тех строений, которые обладают признаками недвижимого имущества: в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса РФ недвижимым имуществом являются строения, конструкция которых не позволяет переместить их без нанесения существенного ущерба их назначению. Таким образом, объектом налогообложения могут стать даже установленные на фундамент теплица, беседка или дворовый туалет.
Образ жизни начинается с образа мышления
- Румын
- Администратор
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: 01 июл 2013, 05:59
- Мое строительное призвание: Тяп ляп
- Откуда: Отсюда
- Благодарил (а): 1 раз
- Контактная информация:
Re: Строительство дома на земле сельхозназначения
Уведомительный порядок строительства – пошаговая инструкция
Федеральным законом от 03.08.2018 №340 в Градостроительный кодекс РФ был введен уведомительный порядок строительства объектов ИЖС и садовых домов.
Уведомительный порядок значительно упрощает процедуру "узаконивания" таких объектов недвижимости. Говоря простыми словами, разрешение на строительство получать не требуется, теперь необходимо лишь уведомить орган местного самоуправления о начале строительства и о его окончании.
Рассмотрим процедуру более подробно.
Алгоритм действий садовода
Шаг первый - отправляем уведомление о планируемом строительстве/реконструкции.
Форма уведомления уже утверждена приказом Минстроя России от 19.09.2018 №591/пр.
В уведомлении указываются:
ФИО заявителя, реквизиты документа удостоверяющего личность (для физ. Лица);
юр. адрес, ОГРН, ИНН (для юр. Лица);
кадастровый номер земельного участка, его адрес и описание местоположения и т.д, – все есть в форме уведомления.
К уведомлению прикладываем:
правоустанавливающие документы на земельный участок, если права на него не зарегистрированы в ЕГРН;
доверенность, если уведомление направляет представитель.
Уведомление можно принести в орган МСУ, подать через МФЦ или направить почтой.
Шаг второй - получаем уведомление о соответствии или о не соответствии дома установленным требованиям.
Орган МСУ в течении 7 дней проверяет уведомление о планируемом строительстве и приложенные документы на соответствие всем требованиям, после чего отправляет заявителю уведомление о соответствии или о несоответствии этим требования. Причем отправить уведомление о несоответствии требованиям орган МСУ может только в строго определенных случаях:
параметры дома не соответствуют предельно допустимым параметрам;
вид разрешенного использования земельного участка не позволяет строить на нем такие объекты недвижимости;
уведомление направлено не собственником земельного участка.
Также установлено, что если орган МСУ в течении 7 дней не направил вам уведомление о соответствии или о несоответствии, то это приравнивается к уведомлению о соответствии требованиям.
Форма этих уведомлений также утверждена приказом Минстроя России от 19.09.2018 №591/пр.
Шаг третий - отправляем уведомление об окончании строительства.
Его форма также в приказе Минстроя России от 19.09.2018 №591/пр.
К уведомлению прикладываем:
технический план объекта недвижимости, который изготовлен кадастровым инженером;
квитанцию об оплате госпошлины;
соглашение между дольщиками (если собственность долевая).
Если все хорошо, т.е. построенный дом соответствует параметрам, которые были указаны в уведомлении о планируемом строительстве, то орган МСУ самостоятельно отправляет все документы на регистрацию в Росреестр.
Дачная амнистия
Также Федеральным законом от 03.08.2018 №340 предусмотрена так называемая «дачная амнистия». Суть ее в том, что если у вас уже стоит дом, но права на него вы никаким образом не регистрировали, то до 1 марта 2019 года вы можете его зарегистрировать в уведомительном порядке.
Если опоздаете, то ваш дом могут признать самостроем, а с этим все немного сложнее.
Автор: юрист Бойков Ярослав Олегович, Киров
Федеральным законом от 03.08.2018 №340 в Градостроительный кодекс РФ был введен уведомительный порядок строительства объектов ИЖС и садовых домов.
Уведомительный порядок значительно упрощает процедуру "узаконивания" таких объектов недвижимости. Говоря простыми словами, разрешение на строительство получать не требуется, теперь необходимо лишь уведомить орган местного самоуправления о начале строительства и о его окончании.
Рассмотрим процедуру более подробно.
Алгоритм действий садовода
Шаг первый - отправляем уведомление о планируемом строительстве/реконструкции.
Форма уведомления уже утверждена приказом Минстроя России от 19.09.2018 №591/пр.
В уведомлении указываются:
ФИО заявителя, реквизиты документа удостоверяющего личность (для физ. Лица);
юр. адрес, ОГРН, ИНН (для юр. Лица);
кадастровый номер земельного участка, его адрес и описание местоположения и т.д, – все есть в форме уведомления.
К уведомлению прикладываем:
правоустанавливающие документы на земельный участок, если права на него не зарегистрированы в ЕГРН;
доверенность, если уведомление направляет представитель.
Уведомление можно принести в орган МСУ, подать через МФЦ или направить почтой.
Шаг второй - получаем уведомление о соответствии или о не соответствии дома установленным требованиям.
Орган МСУ в течении 7 дней проверяет уведомление о планируемом строительстве и приложенные документы на соответствие всем требованиям, после чего отправляет заявителю уведомление о соответствии или о несоответствии этим требования. Причем отправить уведомление о несоответствии требованиям орган МСУ может только в строго определенных случаях:
параметры дома не соответствуют предельно допустимым параметрам;
вид разрешенного использования земельного участка не позволяет строить на нем такие объекты недвижимости;
уведомление направлено не собственником земельного участка.
Также установлено, что если орган МСУ в течении 7 дней не направил вам уведомление о соответствии или о несоответствии, то это приравнивается к уведомлению о соответствии требованиям.
Форма этих уведомлений также утверждена приказом Минстроя России от 19.09.2018 №591/пр.
Шаг третий - отправляем уведомление об окончании строительства.
Его форма также в приказе Минстроя России от 19.09.2018 №591/пр.
К уведомлению прикладываем:
технический план объекта недвижимости, который изготовлен кадастровым инженером;
квитанцию об оплате госпошлины;
соглашение между дольщиками (если собственность долевая).
Если все хорошо, т.е. построенный дом соответствует параметрам, которые были указаны в уведомлении о планируемом строительстве, то орган МСУ самостоятельно отправляет все документы на регистрацию в Росреестр.
Дачная амнистия
Также Федеральным законом от 03.08.2018 №340 предусмотрена так называемая «дачная амнистия». Суть ее в том, что если у вас уже стоит дом, но права на него вы никаким образом не регистрировали, то до 1 марта 2019 года вы можете его зарегистрировать в уведомительном порядке.
Если опоздаете, то ваш дом могут признать самостроем, а с этим все немного сложнее.
Автор: юрист Бойков Ярослав Олегович, Киров
Образ жизни начинается с образа мышления
- Румын
- Администратор
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: 01 июл 2013, 05:59
- Мое строительное призвание: Тяп ляп
- Откуда: Отсюда
- Благодарил (а): 1 раз
- Контактная информация:
Re: Строительство дома на земле сельхозназначения
Для строительства дома на садовом участке после 1 марта 2019 года, нужно:
подать уведомление в местную администрацию (без этого дом будет считаться самостроем);
начать строительство и построить дом, который соответствует всем параметрам объекта ИЖС (на это законом отводится не более 10 лет);
подать уведомление о завершении строительства в местную администрацию. Важно подать уведомление не позднее чем через месяц со дня завершения работ.
подать уведомление в местную администрацию (без этого дом будет считаться самостроем);
начать строительство и построить дом, который соответствует всем параметрам объекта ИЖС (на это законом отводится не более 10 лет);
подать уведомление о завершении строительства в местную администрацию. Важно подать уведомление не позднее чем через месяц со дня завершения работ.
Образ жизни начинается с образа мышления
- Cirpich
- Новичок
- Сообщения: 57
- Зарегистрирован: 02 сен 2016, 07:37
- Мое строительное призвание: побелить да покрасить
- Откуда: Биробиджан
- Благодарил (а): 1 раз
Re: Строительство дома на земле сельхозназначения
Слух прошел что бани и гаражи надо регистрировать, это шутка?
- Румын
- Администратор
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: 01 июл 2013, 05:59
- Мое строительное призвание: Тяп ляп
- Откуда: Отсюда
- Благодарил (а): 1 раз
- Контактная информация:
Re: Строительство дома на земле сельхозназначения
Слухи ходят, но на практике вилами по воде писано
Образ жизни начинается с образа мышления
- Бантик
- бригадир
- Сообщения: 273
- Зарегистрирован: 03 июл 2013, 11:14
- Мое строительное призвание: не знаю
- Откуда: Владивосток
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 1 раз
Re: Строительство дома на земле сельхозназначения
Есть участок по публичной карте ВРИ
Разрешенное использование: Для ведения гражданами садоводства и огородничества
по документу:садоводство
Можно ли на таком участке строить капитальный дом и нужно ли получать разрешение на строительство?
Разрешенное использование: Для ведения гражданами садоводства и огородничества
по документу:садоводство
Можно ли на таком участке строить капитальный дом и нужно ли получать разрешение на строительство?
Подготовка декларации 3 -НДФЛ, отчетности ОСНО, УСНО от 500 руб., вопросы в лс
- Румын
- Администратор
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: 01 июл 2013, 05:59
- Мое строительное призвание: Тяп ляп
- Откуда: Отсюда
- Благодарил (а): 1 раз
- Контактная информация:
Re: Строительство дома на земле сельхозназначения
Садовой дом можно, а в него уже хоть какое понятие включайте, капитальный не капитальный
Выше все описано. Уведомление о строительстве выше в сообщении viewtopic.php?t=31&p=5241#p5206

Образ жизни начинается с образа мышления
- Румын
- Администратор
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: 01 июл 2013, 05:59
- Мое строительное призвание: Тяп ляп
- Откуда: Отсюда
- Благодарил (а): 1 раз
- Контактная информация:
Re: Строительство дома на земле сельхозназначения
В 2020 году в законодательстве произошли изменения, которые следует знать всем владельцам коттеджей и дач в России
Лицензирование скважин. Оно стало обязательным и платным. Лицензия стоит 7,5 тысяч рублей. Нарушение закона – до 1 миллиона рублей. Дачникам, у которых есть своя скважина на участке, лицензия нужна, если из нее в сутки добывается более 100 куб. м воды и при этом затрагивается центральный водоносный горизонт.
Налог на земли общего пользования садоводческих некоммерческих товариществ. Он снизился. Сниженная ставка составила 0,3% вместо прежних 1,5% от кадастровой стоимости.
Новый порядок выделения земельных участков. В упрощенном порядке получить землю в СНТ теперь не получится. Теперь для этого понадобятся проекты планировки и межевания территории товарищества.
Налог за подаренную дачу. С 2020 года в случае продажи садового дома с участком, который был унаследован либо подарен в 2019 году или позже, владелец может снизить на законном основании свой налогооблагаемый доход. Это возможно, если трехлетний срок владения имуществом еще не истек. Нововведение действует в отношении расходов наследодателя либо дарителя, сделанных для приобретения данной недвижимости, а также суммы НДФЛ, уплаченной в момент получения дома с участком в качестве дара (при условии, что даритель и получатель дара не являются близкими родственниками).
Лицензирование скважин. Оно стало обязательным и платным. Лицензия стоит 7,5 тысяч рублей. Нарушение закона – до 1 миллиона рублей. Дачникам, у которых есть своя скважина на участке, лицензия нужна, если из нее в сутки добывается более 100 куб. м воды и при этом затрагивается центральный водоносный горизонт.
Налог на земли общего пользования садоводческих некоммерческих товариществ. Он снизился. Сниженная ставка составила 0,3% вместо прежних 1,5% от кадастровой стоимости.
Новый порядок выделения земельных участков. В упрощенном порядке получить землю в СНТ теперь не получится. Теперь для этого понадобятся проекты планировки и межевания территории товарищества.
Налог за подаренную дачу. С 2020 года в случае продажи садового дома с участком, который был унаследован либо подарен в 2019 году или позже, владелец может снизить на законном основании свой налогооблагаемый доход. Это возможно, если трехлетний срок владения имуществом еще не истек. Нововведение действует в отношении расходов наследодателя либо дарителя, сделанных для приобретения данной недвижимости, а также суммы НДФЛ, уплаченной в момент получения дома с участком в качестве дара (при условии, что даритель и получатель дара не являются близкими родственниками).
Образ жизни начинается с образа мышления
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 2 Ответы
- 1887 Просмотры
-
Последнее сообщение Бантик